Дайджест

Збірник статей та матеріалів

четверг, 9 февраля 2012 г.

Андрей Окара: На Украине не прижился либерализм

Украине за двадцать лет так и не прижился либерализм, как политэкономическая теория. Об этом корреспонденту "Росбалта" заявил российский политолог Андрей Окара.

В 2006 году украинские социологи провели исследование патерналистских настроений в Украине – их поразило, что местами надежды на государство превышали аналогичные показатели в России, где государство имеет большее значение для жизни людей, чем в Украине.

Поэтому либерализм как политэкономическая теория в любых ее вариантах в Украине непопулярна, а все попытки ввести ее элементы в партийные программы (Арсений Яценюк, партия "Реформы и порядок", Либерально-демократическая партия Украины Игоря Душина и созданный при ней "Либеральный клуб") не принесли успеха. Помоги себе сам, надейся только на себя, государство как "ночной сторож", платное образование и медицина – это всё лозунги "сильных", а советские люди привыкли быть "винтиками" в огромной госмашине, которая была символическим "отцом" – она заботилась о людях, давала им работу, но полностью блокировала и даже наказывала любую частную инициативу.

Поэтому политэкономические идеи либерализма так плохо приживаются в странах СНГ и являются элитарными – для небольшого слоя городской буржуазии (преимущественно средний бизнес) и среднего класса.

Остальные продолжают надеяться на государство – то ли как на такой глобальный собес (в развитых западных странах – на источник халявы и дармовщины) – это относится к люмпенизированным слоям, то ли как на ресурс, который можно раздерибанить – это относится к олигархам-неофеодалам, которые по своей сути – такие же люмпены, только нереально богатые.

Часто патернализм объясняют православной социальной этикой, но я думаю, что это ложный след. Дело не в православии и не в какой-то там славянской лени. Социальная апатия, пассивность и патерналистские ожидания старшего поколения связаны преимущественно с советским наследием, а молодого – с кризисом трудовых мотиваций. За последние 20 лет нас научили отдыхать по-западному, но не научили по-западному работать. И когда работодателем было государство – люди на него работали. Теперь же государство сняло с себя эту функцию, но в феодальной стране (а Украина и Россия имеют очень много признаков неофеодализма) людям с предпринимательскими задатками очень сложно реализоваться. Поэтому приходится надеяться то ли на государство, то ли на олигарха-феодала, получившего во владение ваш завод, откуда вас вот-вот могут уволить. На себя надеяться в такой ситуации может лишь узкий слой городского среднего класса, существующего благодаря каким-то финансовым потокам от экспорта ресурсов или продукции с низким уровнем переработки.

1 комментарий:

  1. Один із моїх російських колег-істориків зауважив, що лібералам пора роззирнутися й збагнути, що люди не приймають ліберальних ідей. А тому їм треба вирішити для себе: емігрувати чи відмовитися від пропаганди лібералізму
    Натомість націоналістам, пише він, варто подумати, чому за двадцять років їм не вдалося нічого змінити. Можливо, варто змінювати методи

    ОтветитьУдалить